Мужчина, Женщина и... Собака
Виталий Аверьянов
В зале то тут, то там раздавались всхлипы. Кто-то плакал наврыд, не в силах
остановиться. Так в театре "Волхонка" заканчивалась сдача спектакля "Собака" -
первый показ для зрителей.
В Екатеринбурге одноименную пьесу драматурга
Валентина Красногородова (Файнберга) ныне жителя Израиля, заместителя
мэра города Хайфы, поставил другой израильтянин, тоже наш бывший
соотечественник, выпускник Киевского театрального института имени
Карпенко-Карого Ян Баренбойм.
Во время сценического действия я не
прослезился. При этом отметил, что зрители до финальных поклонов актеров ни разу
не зааплодировали. Публика сидела как завороженная, наблюдая за происходящим на
сцене.
А происходило вот что. Моряк дальнего плавания, обозначенный в
программке как Мужчина, пришел в соответствующее учереждение усыплять
собаку. Нет, он не варвар, он очень любит свою Бульку, но что поделать - не с
кем ее оставить. В кабинете, куда герой приводит четвероногого друга и
развиваются все события. Здесь Мужчина встечает некую Женщину, которая
производит впечатление "железной леди", но как потом выясняется, она только с
виду такая. Это ее маска.
Мужчина в исполнении Сергея Оханова с самого
начала не вызывает у публики большой симпатии. Уж очень он нервный, если не
сказать истеричный. Слабый он. Во всем у него виноваты другие. Женщина, собака,
кто угодно, только не он сам. Виноваты в том, что собаку оставить некому, и что
жена ушла - в общем, во всех его проблемах и горестях.
Есть и другой ключ для
понимания этого персонажа, подсказанный мне режиссером спектакля Яном
Баренбойном. Мужчина привык себя чувствовать хозяином жизни, когда все
происходит так, как им запланировано. И вдруг случается сбой, с которым герой не
может справиться. Поэтому он мечется.
Столько раз приходил он в этот страшный
кабинет, что можно сбиться со счета. То готов был бросить здесь Бульку, то
уводил ее. Кончилось тем, что оставил все-таки собаку в кабинете, где есть и
другая дверь. Именно туда уводят несчастных животных. Надо лишь привести в
действие рубильник.
"Это не больно" - говорит Женщина, которую убедительно
играет Татьяна Савинкова. Актриса вместе со своей героиней проживает ее
историю. А героиня - вовсе не монстр. Когда-то была модельером, но те, кого
хотела радовать не могли позволить себе эксклюзивные наряды. А для других
работать не желала. Когда-то очень любила своего мужа, но осталась одна.
Впрочем, теперь у нее есть собаки, которых она не смогла отвести за ту ужасныю
дверь. Но ведь всех животных не возьмешь к себе домой.
Еще в спектакле
присутствует персонаж, которого нет в пьесе Красногорова, - Человек из
Театра. Он для Мужчины - его второе "я". Для Женщины - тот, кто ее сильно
любит. Для собаки, которую органично сыграла Елена Соснина -
ангел-хранитель. Так считает Ян Баренбойм, заявивший, что персонаж от театра был
нужен для того, чтобы зрители не заметили огрехов драматургии.
По
словам Баренбойма, "Собака" - драматургически не самая сильная пьеса
Красногорова. И впрямь, реплики героев порой прописаны, как говорится в лоб.
Зрителям давно уже все понятно, но тут кто-то из героев, чаще Женщина, говорит
прописные истины. Можно, конечно, сделать скидку: пьеса написана 25 лет назад.
Как бы то ни было, но на помощь режиссеру приходит выдуманный персонаж -
провоцирует конфликт, уводит от морализаторства.
В финале человек из театра,
он же ангел-хранитель - выносит на сцену настоящую собачку, живую. Такой
финал оставляет надежду. Он заставляет задуматься. Ведь спектакль не столько о
собаке, сколько о Мужчине и Женщине, о каждом из нас.
Комментарии:
Ян Баренбойм, режиссер, поэт, композитор:
-Это хорошо, когда на трагедии зрители плачут. Нам было мало одних
рыданий. Нам нужно было, чтобы зритель спроецировал происходящее на сцене на
себя, чтобы он сопередивал и думал.